Теория
Возможные трудности |
Добрые советы |
Бывает сложно определить, в каком значении употреблено многозначное слово, например: Его этюды с розами висели в квартирах русских эмигрантов, спасая от тоски и печали. В каком значении употребляется слово ЭТЮД в предложении? 1) Разновидность упражнений в музыке, в шахматной игре. 2)Музыкальное произведение виртуозного характера. 3)Небольшой рисунок или картина, представляющая собой часть будущего большого произведения. 4)Название научного произведения, небольшого по объему.
|
Чтобы определить лексическое значение многозначного слова, необходимо обратиться к контексту, в котором оно употреблено. При толковании вам может помочь как общая тема текста, так и ближайший контекст заданного слова. В приведённом примере и общая тема текста (в тексте рассказывается о художнике), и ближайший контекст (этюды висели в квартирах) подсказывают, что речь идет о живописных этюдах, то есть слово ЭТЮДЫ употреблено в значении «небольшой рисунок или картина, представляющая собой часть будущего большого произведения».
|
В тесте вам могут встретиться слова с переносным значением, которое не всегда легко установить. Например, у слова хлеб есть прямое значение пищевой продукт, выпекаемый из муки, и развившееся по смежности с ним переносное значение зерно, из которого делают муку. |
Лексические значения многозначного слова всегда связаны по смыслу. Обычно бывает так, что у слова есть основное, или прямое значение, на основе которого появляются связанные с ним переносные значения. Перенос значения чаще всего может происходить на основании 1) сходства: светиться (излучать свет) – светиться от счастья (выглядеть, как будто излучаешь свет), 2) смежности: выпечка булок (процесс) – выпечка (изделия, которые выпекли), 3) расширения: Солнце (звезда Солнечной системы) – солнце (любая звезда) 4) сужения: капля (маленькая частица жидкости) – капли (жидкое лекарство).
|
Лексика. Лексическое значение слова. Предмет лексикологии Все слова языка составляют его лексический (т. е. словарный) состав, или лексику. Каждое слово имеет звучание, написание и лексическое значение. Это можно показать на схеме.
Лексикология — это раздел языкознания, изучающий лексику: лексические значения слов, их отношения с другими словами и их употребление. Однозначные и многозначные слова Слова могут иметь одно лексическое значение, т. е. быть однозначными, или несколько взаимосвязанных лексических значений, т. е. быть многозначными. Сравним три высказывания со словами овощ и хлеб. На огороде выросли овощи. По утрам я всегда ем свежие овощи. Этот овощ не годится для салата оливье. В магазине кончился белый хлеб. Осенью с полей убирают хлеб. Не берись за это дело, не отнимай у него его хлеб. (http://bugaga.net.ru/ege/rus/theory/?n=12 © bugaga.net.ru) Мы замечаем, что слово овощ во всех трёх предложениях обозначает одно и то же: «огородные плоды и зелень, употребляемые в пищу», т. е. имеет одно значение. Но этого мы не можем сказать о слове хлеб. В первом предложении оно имеет значение «пищевой продукт, выпекаемый из муки». Муку для хлеба делают из зерна, поэтому словом хлеб называют также зерно. Во втором предложении слово хлеб употреблено в значении «зерно, из которого делают муку». Хлеб — основная пища в нашей культуре, самое необходимое для нашего существования, поддержания жизни. Поэтому понятие хлеб оказывается тесно связанным с понятием жизнь, и на этой основе у слова хлеб развилось значение «средства к существованию». Именно такое значение имеет это слово в третьем предложении. Следовательно, слово хлеб многозначно, т. е. имеет несколько взаимосвязанных по смыслу значений. Многозначные слова следует отличать от омонимов. У омонимов в значениях нет ничего общего. Например, значение слова лук («овощ») не имеет никаких смысловых связей со значением омонима лук («оружие для метания стрел в виде гибкой дуги, стянутой тетивой»). Прямое и переносное значение слова Лексические значения многозначного слова всегда связаны по смыслу. Обычно бывает так, что у слова есть основное, или прямое значение, на оснoве которого появляются связанные с ним переносные значения. Например, у слова хлеб есть прямое значение «пищевой продукт, выпекаемый из муки» и развившееся по смежности с ним переносное «зерно, из которого делают муку». Перенос значения чаще всего может происходить на основании сходства, смежности, расширения и сужения. Схематично это можно представить так.
Типы переноса |
Примеры |
Метафора (греч. metaphora — перенос) — перенос по сходству. |
Cветиться (излучать свет) — светиться от счастья (выглядеть так, как будто излучаешь свет) Конь (животное) — конь (спортивный снаряд, напоминающий коня) Осёл (животное) — осёл (глупый и упрямый человек, этими качествами похожий на осла)
|
Метонимия (греч. metonymia — переименование) — перенос по смежности (т. е. по вовлечённости в одну ситуацию в пространстве, во времени, в причинно-следственных связях, по количественным отношениям). |
Аудитория (вместилище) — аудитория (люди во вместилище) Выпечка булок (процесс) — выпечка (изделия, которые выпекли) Заниматься вышивкой (процесс) — красивая вышивка (результат этого процесса)
|
Расширение значения. |
Солнце (звезда Солнечной системы) — солнце (любая звезда) |
Сужение значения. |
Капля (маленькая частица жидкости) — капли (жидкое лекарство) |
Проверь себя
В этом задании приведен небольшой текст (тот же самый, что и для заданий А7-А11), требуется назвать значение выделенного слова.
Пример 1.
(1)... (2)Но итальянец Альберто Волкан нашёл способ, как изготавливать бумагу не из дерева, а из яблок. (3)Он пришёл к этой идее, когда подумал, как много целлюлозы содержится в выбрасываемых отходах. (4)Сейчас А. Волкан уже поставляет несколько видов бумажных изделий для различных учреждений в Италии. (5)А для нужд правительства страны он произвёл шестьдесят тысяч конвертов, семь тысяч блокнотов и шесть тысяч бумажных пакетов. (6) ..., получив поддержку властей, изобретатель занимается изготовлением из яблок клея и других изделий.
Укажите значение слова ИДЕЯ в предложении 3.
1) основной источник исторического развития
2) понятие, представление
3) мысль, намерение
4) основная, главная мысль
Это задание – на знание слов русского языка, на понимание смысловых оттенков. Для тех, кто это понимает – задание проще простого. Пиши, как думаешь, и всё! Если этого понимания нет – то задание невыполнимо. Никакие словари не помогут (тем более, что проносить с собой словарь на ЕГЭ, конечно же, нельзя)!
В третьем предложении ИДЕЯ – это мысль, намерение. Он намеревался изготавливать бумагу из яблок.
Ответ: 3
Пример 2.
(1)... (2)К такому выводу пришли голландские учёные, протестировав около шестисот человек в возрасте восьмидесяти пяти лет. (З)Оказалось, что среди исследуемых «быстрее соображали» 33% женщин и только 28% мужчин. (4)А хорошую память имели соответственно 29 и 11%. (5)По мнению специалистов, столь неодинаковые показатели обусловлены скорее всего биологической разницей между полами. (6)... женщины в пожилом возрасте реже страдают атеросклерозом, а значит, их мозг лучше снабжается кровью. (7)К тому же представительницы слабого пола имеют обычно меньший рост и вес. (8)Сердцу же высоких мужчин труднее накачивать кровь в голову против силы тяжести, поэтому обменные процессы в их головном мозге замедляются.
Укажите значение слова СТРАДАЮТ в предложении 6.
1) испытывают нравственные муки
2) имеют болезнь, недомогание
3) томятся, тоскуют
4) бывают плохими, несовершенными
Женщины страдают атеросклерозом – это, конечно же, испытывают болезнь, недомогание.
Ответ: 2
Пример: 3.
(1)... (2)Но, как показали последние исследования учёных, в криках этого животного содержится более ценная информация. (3)«Песней» гиена сообщает сородичам о своём возрасте, иерархическом положении в стае и другие важные «биографические» сведения. (4)... молодые особи заявляют о себе более высокими голосами, а солидные «матроны» «поют» на низких октавах.
Укажите значение слова ПОЛОЖЕНИЕ в предложении 3.
1) расположение в пространстве
2) поза
3) место, роль, состояние кого-либо
4) свод правил, законов
Здесь не просто ПОЛОЖЕНИЕ, здесь иерархическое положение в стае. Это означает место, роль, состояние кого-либо, в частности – гиен.
Ответ: 3
Пример: 4.
(1)... (2)Когда во время экспериментов исследователи из Воронежа наносили на резонатор — тонкую кварцевую пластину различные вещества, то именно вытяжка из вешенок повела себя удивительным образом. (З) Она захватывала малейшие примеси фенола и заставляла пластину колебаться с определённой частотой. (4)Причём никакие вещества не могли «обмануть» грибы: они видели только эту очень токсичную кислоту, не замечая других соединений. (5)3ачем в ходе эволюции вешенки приобрели это свойство, учёные пока не знают. (6)... их уникальные способности планируют использовать в мониторинге окружающей среды.
Укажите значение слова ЗАХВАТЫВАЛА в предложении 3.
1) брать с собой
2) увлекать
3) забирать
4) завоёвывать
Вытяжка из вешенок ЗАХВАТЫВАЛА примеси фенола, то есть извлекала, забирала их из воздуха и присоединяла к себе. Ближе всего смыл слова в ответе 3, хотя лично мне и этот овеет не вполне нравится.
Ответ: 3
Пример: 5.
(1)... (2)При зарождении систематического образования для передачи информации использовались устные диалоги между учителем и учениками, которые требовали их личного контакта, что ограничивало массовость образования. (З)Возникновение письменности, а затем в XV веке и книгопечатания позволило расширить круг обучаемых. (4)С XVII века классно-урочная система массового обучения сопровождалась развитием разных средств обучения, в том числе технических. (5)Развитие в XX веке цифровой компьютерной техники и появление компьютерных сетей для передачи закодированной в цифровом виде информации привело к внедрению этих технических средств в процесс обучения. (6)... цифровые технические средства, применяемые для обучения, позволяют пользоваться информацией электронных интернет-библиотек, проводить виртуальные занятия.
Укажите значение слова СЕТЬ (СЕТЕЙ) (предложение 5).
1) приспособление из перекрещивающихся нитей, закреплённых на равных промежутках узлами
2) связанные между собой однотипные устройства, выполняющие одну и ту же работу
3) объединение путей, каналов
4) подключение устройств для соединения источников электроэнергии
Компьютерные СЕТИ – это связанные между собой компьютеры. Правильный
Ответ: 2
Видеоурок